Опыт — вещь интересная. Он, среди прочего, меняет восприятие или оценки прошлого.
Например, когда-то давно я прочитал
самодрочество автобиографию тов. Гайдара Егора Тимурыча, в которой он с настоящей коммунистической прямой и простотой признавал свою скромность, простоту, судьбоносность и незаменимость в деле спасения России от ужасов пост-коммунизма, из-за чего ему даже пришлось оторваться от любимой научной работы над научным коммунизмом. Россия, правда, в результате заговора и кошмарных несправедливостей против свободного монетаризма в лице Гайдара Егор Тимурыча была недоспасена, из-за чего Егор Тимурыч так и не смог вернуться к любимой научной работе, оставшись на вахте по поставкам монетарной свободы в экономику России.
Читал я это буквально когда книга только-только
спрыгнула с пальмы была издана, где-то в году 1996 или около того. Илларионова с его сбывшимися прогнозами девальвации и еще точно не случилось. Читал просто расширить горизонты что там в соседней стране происходит — информационные брызги все-таки долетали, в которых регулярно полоскался однофамилец автора дебильного Чука-Гека, красного бандюка-малолетки Тимура и праздника клинического идиотизма «Р.В.С.», смысл которого для меня остается загадкой до сих пор.
Оказалось, что это внук того Аркадия™, и был он чем-то вроде премьер-министра, вел Экономические Реформы™ в России со скромным не-освещением и замалчиванием его титанического подвига из каждого утюга.
Прочитал, понял ровно как предписывалось — толстенький интеллигентик против старорежимных коммунистических кабанов и баранов, жертвенно жертвовал собой, всходил на эшафот истории и постоянно порол матку-правду. Ну и жесткий монетаризм, который ему мешали вести. Скушно, занудно, беспонтово. Россия во тьме на века, верните Гайдара к
рублю рулю.
И вот буквально года два назад мне попалась эта же книга, только теперь уже в цифровом виде.
Начал читать — и прямо втянулся. Мой опыт изменился, я стал обращать внимание на разные детали — и книга оказалась совершенно иная по содержанию.
Гайдар в ней выглядел обычной, хоть и незаурядной коммунистической бл…дью, карьеристской и беспринципной процентов на 700%. Чтобы стать хотя бы подобием премьер-министра, он просто выпрыгивал из штанов и, эта часть полностью опущена, сделал нечто невероятное для получения должности. После чего, в духе своего журнала «Коммунист» и прочих идеологических шарашек, занялся интриганством в космических масштабах, от чего работа Правительства РФ превратилась в какой-то карнавал и выданный Верховным Советом год на беспрепятственные реформы был выдающимся образом просран под беганье по телевизорам и газетам с демонстрации позы
зародыша принципиального висельника.
Текст — тот же, но изменившееся восприятие обогатило его огромным количеством дополнительных деталей. Отдельно скажу, что редактор у книги (как и автор) был г…но, просто блистающий профнепригодностью за множество ляпов.
И теперь у меня появился новый смысловой римейк — дневники Черняева, который
Анатолий Сергеевич, помощник Последнего Генсеко-Президента™ Горбачева, а не
Николай Иванович, влюбленный монархист, про которого я
недавно писал. Просто к слову — монархист-то он монархист, но вот про Николая II, во времена которого творил, ни одного доброго слова не сказал. Возможно я просто не понимаю контекста, но это была своеобразная монархическая фронда против Николая II и предложение
обменять бракованный товар поменять царя на настоящего.
Так вот, дневники Черняева. В стародавние времена при чтении у меня сложилось впечатление что писал их какой-то интеллигентик, спасающий мощью своего интеллекта державу, как настоящий фронтовик, прыгавшего под поезд в огне, чтобы его остановить за полметра до обрыва.
А сейчас — ни фига. Парень был весьма опытным аппаратчиком, на достаточно скользкой и опасной должности, и его начальник Пономарев весьма сильно прикрывал художества Черняева и прочих «международников». Не то, чтобы у меня получилось какое-то позитивное впечатление от Пономарева, но подчиненные ему комсомольцы-оболтусы, судя по всему, регулярно создавали проблемы себе на ж…пу, начальнику — на голову и шею.
Когда же Черняев стал работать на Горбачева, тут уже другая картина. Горбачев занимался весьма специфическими партийными разводками и внешнеполитическим кидаловом, судя по всему в полном согласии с остальной камарильей — знание об оставшемся за кадром тонущем айсберге СССР регулярно проскальзывает тут и там, а общая картина, если читать буквально и не пытаться анализировать, выглядит как хаотичное метание первоклассника на арене гексагона для боев без правил. Но Горбачев продержался на ринге 7 лет, раскидал и своих недоброжелателей, и своих друзей, так что не был он первоклассником.
Интересно про встречу в Рейкьявике (вторая встреча Горбачева с Рейганом). Черняев преподносит ее как огромное достижение, поэтому описывает очень подробно — и вместо чистых душою радетелей всего хорошего, я вижу как парни (Горбачев, Черняев, другие ответственные товарищи) обсуждают как кинуть США на глазах у всего мира, сбросить с себя балласт военных расходов, да еще желательно чтобы им за это заплатили. Но им не выгорело — хоть Горбачев и изображал «нового советского», хоть вся свободолюбивая пресса того времени дрочила на Горбачева, как она потом это делала на Обаму-Хиллари-Байдена-Камалу, но Рейган и команда на это не купились. В какой-то момент Рейган дал слабину (и отыграл потом назад), из-за чего Горбачев воспрял духом и поверил, что таки сможет кинуть Рейгана — никто не смог, а вот он — сможет. По итогу — тоже не смог.
Про западную прессу тоже интересно. Достаточно хорошо видно, что и полвека назад «прогрессивная» пресса очень любила всяческих «борцов», желательно социалистических, но можно и просто людоедов, главное чтобы на фотографиях детские ручки не жевали.
И в 1970-х и первой половине 1980-х у «прогрессивной» прессы была настоящая трагедия — социализмом рулили настолько упыри, к тому же уже стремительно дряхлеющие, что делать из них конфетку или хотя бы тень от конфетки было нерешаемой задачей.
И когда появился Горбачев, у которого из головы не выпадала вставная челюсть, плюс у него двигались глаза хотя бы немного похоже на человека, — вот тут у «прогрессивной» прессы начался экстаз и восторг. Длился он не особо долго, но все равно.
Потом, когда немцы открыли Берлинскую стену и стало понятно, что король голый, необрезанный и ногти на ногах не стрижет, прессе взгрустнулось — настоящими революционерами оказались антикоммунисты. Любви к антикоммунистам у прогрессивной прессы не получилось, но какое-то время они из себя что-то изображали и выдавливали. Тупой западный народ, вслед за неблагодарным восточным народом, радовался вот этой вот свободе и само-собой получившемуся разоружению в Европе, к тому же не американскому, а советскому.
Черняева я продолжаю читать, мелкими порциями, но уже стал задумываться — а что дальше? На чем еще можно проверить изменившийся опыт? Каких-то особых книг из конца 80-х и 90-х я просто не помню.
«Великая шахматная доска» Бжезинского, например, не подходит. Еще тогда мне показалось, что автор закидывался какой-то забористой дурью и страдал от того, что все, абсолютно все считают его мудаком и идиотом. У него, конечно, появилось много последователей с думами о геополитике, но не факт, что такая аудитория его бы порадовала — там претензии на Высшую лигу, а получился адаптационный лагерь беженцев из Антарктиды.
Если будет что посоветовать — пишите. Английский я читаю.